СЕМИНАР – ТРЕНИНГ по теме:

«Разрешение конфликтов между руководителем похода 

и участниками похода».

Тренер-психолог: Ширшова С.А.

 

Пояснительная записка.

 

В сфере спортивного туризма очень развита работа с детьми школьного возраста. Для них организуются туристические слеты, всевозможные походы и т.д. Возрастной период 16 – 21 год в плане организации и обучении туристско-спортивным навыкам зачастую выпадает. И это влечет за собой в более старшем возрасте последующую безграмотность, нарушение правил техники безопасности.

В работе с молодыми людьми в возрасте от 15 – 16 до 21 – 25 лет следует знать психологические особенности этого периода, называемого юностью.

Юность – это период жизни после подростничества до взрослости. Это период, когда человек проходит путь от неуверенного, непоследовательного подростка, притязающего на взрослость, до действительного взросления.

Именно в юности человек сознательно определяет свое место среди категорий добра и зла. «Честь», «достоинство», «право», «долг» и другие характеризующие личность категории остро волнуют человека в юности. Он расширяет диапазон добра и зла до предельных границ и испытывает свой ум и свою душу в диапазоне – от прекрасного, возвышенного, доброго до ужасного, низменного, злого.

В юности человек остается легкоранимым, что соответствует и подростковому возрасту. Он болезненно реагирует на ироничные взгляды, меткое слово другого человека может разом обезоружить молодого человека и сбить с него так часто демонстрируемый апломб.

Лишь к концу юношеского возраста молодой человек начинает реально овладевать защитными механизмами, которые не только позволяют ему внешне защищать себя от стороннего вторжения, но и укрепляют его внутренне. В этот период молодой человек уже может предугадывать возможное поведение другого человека и подготавливать встречные действия, которые отодвигают безапелляционное вторжение, при этом позволяя занять такую внутреннюю позицию, которая может защитить больше, чем физическая сила.

  Говоря о юном руководителе похода, следует отметить, что зачастую участники группы по возрасту имеют не большую разницу с руководителем. И, в данной ситуации, молодым людям приходится не легко, т.к. им нужно зарекомендовать себя как лидера, руководителя, а участники похода смотрят на юношу как на «своего парня (девчонку)». Здесь следует знать, что в юношеском возрасте молодой человек стремится предстать перед другими и самим собой как личность, особенно в ситуациях спора и выбора линии поведения и совершаемого поступка. Нередко, позиция, занимаемая в ситуациях спора, приводит к конфликту, т.к. молодые люди стараются всеми возможными способами отстоять свое мнение и, тем самым, самоутвердиться.

Когда человек находится в ограниченных условиях (условиях похода) и возникает ситуация конфликта, вопросы нужно разрешать быстро и эффективно. Учитывая особенности юношеского возраста, можно предположить, что молодые люди могут начать отстаивать свою позицию в спорной ситуации, хотя в разрешении конфликта важно прийти к взаимному согласию, учитывая мнения обеих сторон.

В результате данного занятия молодые люди должны научиться позитивно налаживать отношения с участниками похода, а в случае возникновения конфликта находить его конструктивное разрешение. 

Характеристика группы:

1.     Специфика:

Учащиеся училищ, техникумов, институтов.

2.     Возраст:  от 16 до 20 лет.

3.     Состав: всего 15 человек из них 8 девушек; 7 юношей.

4.     Мотив прихода на занятие:

Научиться позитивному разрешению конфликтных ситуаций, возникающих в походе.

5.     Сроки проведения: 1,5 – 2 часа.

Главная цель – научить эффективному конструктивному взаимодействию в конфликтных ситуациях (в походах).

Основная задача –  развить навыки и умения, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.

 

Структура занятия.

В начале занятия происходит знакомство, далее задаются вопросы для выяснения цели обращения, с дальнейшей постановкой проблемы. Беседа ведется максимум 15 минут.

 

1. Опрос по теме: «Что такое конфликт?», «Каких препятствий в общении вы боитесь?», «Что вас больше всего пугает?», «Что обычно в такой ситуации может сказать или сделать член группы?».

Остальное время отводится на упражнения, направленные на разрешение основных задач и главной цели.

 

2. Упражнение «Я смогу…».

После проведенного опроса проводится данное упражнение.

Выслушивая ответы, психолог записывает их в две колонки: положительные ответы – отрицательные ответы. Далее на одном участнике (добровольце) проигрываются варианты ответов, построенные в виде ситуаций. Сначала психолог играет роль возмущенного участника похода, доброволец – руководителя. Затем психолог и доброволец меняются местами. И так до тех пор, пока доброволец сам, но с помощью психолога,  не приходит к конструктивному варианту решения данных вопросов.

После данного упражнения со всеми остальными участниками группы проводится обсуждение. Психолог объясняет и уточняет то, что кому-либо неясно.

 

3. Упражнение «Учимся слушать не перебивая».

Упражнение проводится в групповом варианте. Участники записывают вопросы, которые могут возникнуть у коллектива, делятся на пары. Один человек из пары выслушивает вопросы, стараясь отвечать только положительные слова: хорошо, да, конечно, ты прав и т.д. Второй человек старается изобразить агрессивного члена группы похода нападающего на руководителя, важное условие –  агрессия выражается только словесно. Далее первый и второй участники меняются ролями.

 

4. Упражнение «Как увести смутьяна…».

В процессе беседы выяснилось, что во время похода у некоторых ребят возникали ситуации, когда член коллектива начинал возмущаться перед всеми. В связи с этим возник вопрос: «Как увести «разбушевавшегося» человека из толпы, чтобы успокоить его и решить возникшие вопросы спокойно?». Далее было проведено данное упражнение. Был вызван доброволец (юноша), с которым возникали подобные ситуации. Он вкратце рассказал, что произошло, и с чем он не смог справиться. С помощью наводящих вопросов выяснилось, что молодому человеку не хватает знаний в решении организационных вопросов. Далее была разыграна подобная ситуация (основанная на его словах), в процессе которой были показаны элементарные приемы невербальной коммуникации (описано ниже в «Походной психологической аптечке»).

Проиграв последнее упражнение, было обсуждено обязательное требование к применению данной «техники» в общении – «Ни в коем случае в ситуации возмущения не применять физического давления (даже не поднимать руки по направлению к смутьяну), т.к. может возникнуть ответная реакция, впоследствии приведшая к драке.

Обязательным в данном семинаре-тренинге является обсуждение и обмен мнениями после каждого упражнения.

 

5. Заключительный этап.

На заключительном этапе происходит процесс рефлексии. Ребята высказывают свое мнение о занятии. Кто-то задавал вопросы, которые возникали по ходу занятия, на которые получали ответы.

На рефлексию отводится максимум 15 минут, после чего все попрощались.

 

6. Выработка и выдача рекомендаций руководителям похода.

После проведенного занятия психологом разрабатываются рекомендации и выдаются для практического использования руководителям походов. В данном случае название рекомендаций звучит так: «Походная психологическая аптечка», представленная в приложении 1 (см. ниже).

 

 

Педагог-психолог

II квалификационной

категории ЦДЮНТТ                                                                Ширшова С.А.


 

«Походная психологическая аптечка».

Для начала в спокойной обстановке прочтите внимательно все советы и рекомендации. Поупражняйтесь в отработке необходимых навыков – ведь способы решения конфликтных ситуаций надо уметь правильно и своевременно применять. Это поможет вам сделать правильный выбор в каждом конкретном случае – а это очень важно. Данные советы и рекомендации могут быть применены не только в походах, но также практически для всех ситуаций.

1.     В случае, когда противоречия только появляются и ваш оппонент начинает повышать голос, размахивать руками, т.е. проявлять первые признаки недовольства, примените релаксационное дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос, на пике вдоха на мгновенье задержите дыхание, после чего сделайте через нос выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание, на которое вы затратите максимум  3 минуты. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от возникающего напряжения и раздражения. Помните, что релаксационное дыхание – это главная составляющая вашего душевного равновесия.

2.     В случае, когда ваш оппонент начинает вести себя более агрессивно, примените минутную релаксацию. Это поможет вам спокойно выслушать его претензии к вам или по поводу какой-либо ситуации. Расслабьте уголки рта, увлажните губы (язык пусть свободно лежит во рту). Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутренне состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали, какие чувства в данный момент вы испытываете.  В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и релаксационным дыханием (с особенно продолжительным выдохом).

3.     Когда вы уже собрались с мыслями оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите окрестности. Обращайте внимание на мельчайшие детали. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь, полностью сосредоточится на этой «инвентаризации». Мысленно говорите самому себе: «большой серый камень, яркая зеленая трава» и т.д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы сможете спокойно слушать своего оппонента, отвлечетесь от внутренних эмоций и напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие возникшей ситуации.

4.     Оглядевшись, вы, наверняка, увидите место, в которое вы можете удалитсья с оппонентом. Перейдите туда, где вас никто не услышит и не увидит, где можно спокойно наедине поговорить, решить все ваши разногласия. Увести недовольного  и не спокойного человека просто. Самое главное помните – не проявляйте ответной агрессии и возбуждения. Будьте спокойны и вежливы. Постоянно говорите на все претензии и недовольства оппонента: «ДА», «КОНЕЧНО», «ОБЯЗАТЕЛЬНО», «КОНЕЧНО, ТЫ ПРАВ», «БЕЗУСЛОВНО», «Я ТЕБЯ ПОНИМАЮ», т.е. утвердительный фразы, имеющие утвердительный и положительный характер, при этом сопровождайте это кивком головы (как бы молча утверждая). Ваше лицо должно быть серьезным, без проявлений недовольства, неодобрения, старайтесь не улыбаться. Так же важно проявление понимания и, может быть, чувства сострадания. Дело в том, что ваши возражения и убеждения оппонента в его не правоте, в момент, когда он возбужден и недоволен – им услышаны НЕ БУДУТ!!!  ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМНИТЕ – вы не должны делать резких движений руками и телом в целом, т.к. это вашим оппонентом может быть воспринято как угроза, вследствие чего, может возникнуть драка. Ненавязчиво и очень осторожно, начинайте двигаться на него, вынуждая оппонента отходить от вас в то уединенное место, которое до этого вы присмотрели.

5.     К тому времени, когда вы удалитесь в укромное место, ваш оппонент, наверняка, немного успокоится, а когда поймет, что вы остались один на один, то успокоится окончательно. И только когда он успокоится, он станет способен адекватно воспринимать действительность, и в том числе, то, что вы говорите. Разговор начинайте только тогда, когда оппонент спокоен. И когда вы будете обсуждать с ним возникшую ситуацию, будьте спокойны и уравновешены. Не позволяйте обстоятельствам вывести себя из равновесия.

6.     Не перетягиваете разрешение конфликтной ситуации на свою сторону. Вспомните то, что оппонент говорил вам в состоянии возбуждения. Старайтесь решить конфликт, принимая во внимание  и точку зрения оппонента. Можете использовать фразы типа: «Я тебя, конечно, понимаю, но и ты меня пойми…», «Я глубоко убежден в правильности мысли о том, что…», «Самое главное, что я хотел сказать, это…», «Очень важно иметь ввиду…», «Как ты думаешь, может быть можно решить эту ситуацию так…», «Что ты согласен изменить в своем отношении к этой проблеме...», «Я могу тебе предложить…», «Если ты согласен сделать это, то я в свою очередь согласен сделать это…» и т.д. Так же чаще в разговоре используйте такие предлоги – и, если, может быть, и если, то может быть.

7.     Конфликт уже почти разрешён. Когда вы пришли к обоюдному согласию, и конфликт разрешён – ОБЯЗАТЕЛЬНО пожмите друг другу руки. Тем самым вы ставите точку в данном конфликте.

8.     Конфликт разрешился. После удачного разрешения конфликта, если внутри вы еще его переживаете, то побеседуйте наедине с любым человека на какую-нибудь отвлеченную тему (товарищ, друг и т.д.). Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания отрицательные эмоции.

9.     Если разговор не помогает, и вы все еще находитесь в расстроенных чувствах, займитесь какой-нибудь деятельностью – все равно, какой: собирайте дрова, или порубите их, или приготовьте что-нибудь и т.д. Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд играет роль громоотвода – помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

10.           Проделайте несколько релаксационных дыхательных упражнений. Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете заниматься делами. Сложите до поры до времени все рекомендации и добрые советы в свою «походную аптечку» и спрячьте ее в надежное место, чтобы в случае необходимости найти как можно скорее…

УДАЧИ ВАМ В ПОХОДЕ!!!